СОДЕРЖАНИЕ

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В Д.ТЕХТИН В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

ШКОЛА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

ШКОЛА В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

ОТ ШКОЛЫ ДО СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

 
 
 

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В Д.ТЕХТИН В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

До революции деревня Техтин входила в состав Церковищенской волости, поэтому в 1906 году была открыта и начала работать церковно-приходская школа.

Первым учителем в деревне Техтин был Коновалов, имени и отчества его жители, к сожалению, не помнят. Именно по инициативе Коновалова в 1905 году начали строить школу, которая была построена всего за год. Состояла она из одной классной комнаты и квартиры учителя.

В 1906 году начались занятия. Наряду с обучением грамоте большое внимание уделялось изучению Закона Божьего.

В то время школу посещали одни только мальчики, девочки же заниматься не могли, так как их делом было прясть и ткать. В школе применялись телесные наказания.

В 1910 году Коновалова в Техтине не стало, причины его исчезновения были не известны.

В этом же году в школу прибыла новая учительница Сипакова Анна Андреевна.

Из ее рассказа известно, что приехала она из города Могилёва, ее товарищи-революционеры посоветовали выехать из города в глушь. Ключ от школы Анна Андреевна взяла у сторожа, который в разговоре о прежнем учителе, как бы между прочим, сказал: «Был хороший человек, но его вызвали и не стало…». Получив ключ от школы, Анна Андреевна посмотрела документацию и убедилась, что учебой деревенских детей занимался энтузиаст. В списках школьного журнала было 3-4 девочки и около 30 мальчиков.

Чтобы составить точные списки мальчиков и девочек школьного возраста, новой учительнице пришлось обойти деревню. Детей школьного возраста набралось около 100 человек. В школу же пришли в большинстве мальчики, возраст и уровень знаний которых был различный. Некоторые дети уже знали буквы и могли их писать, но большинство из детей и этого не знали, и с ними нужно было начинать с азов.

Так начала  свою работу в Техтинской школе Анна Андреевна Сипакова. До  1917 года в школе она работала одна.

 
Вверх
 


ШКОЛА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ


После Великой Октябрьской социалистической революции Сипакова А.А. продолжала работать в школе. Несмотря на разруху, голод, отсутствие зарплаты.

Наступил новый учебный год — 1 сентября 1918 года. В школу дети пришли уже сами, всего около 120 человек. Анна Андреевна одна вела все четыре класса — с первого по четвертый. Работать было очень трудно: учащихся много и все различных возрастов. Работала с 9 утра и до 10 вечера. После занятий в дневной школе нужно было заниматься со взрослыми в ликбезе по три дня в неделю. Нужно также было проводить и политмассовую работу среди населения. В 1922 году Сипакова А.А. переехала работать в деревню Бахани.

С 1922 года учительницей в Техтинской школе  стала работать Коваленко Варвара Васильевна. Бывший ее ученик,  генерал Советской Армии, Цумарев Алексей Фёдорович так вспоминал о ней: «Однажды осенью 1922 года, когда уже выпал снег, к нам в хату пришла учительница Варвара Васильевна Коваленко. И стала выяснять, почему меня родители не посылают в школу. Она обстоятельно побеседовала с родителями, и на следующий день я был направлен в школу, где впервые получил букварь и тетрадь».

В период становления советской власти еще не все дети могли посещать школу, в хозяйстве дети помогали родителям наравне со взрослыми. Коваленко В.В. приходилось много работать: разъяснять родителям, почему они должны посылать своих детей в школу.

Учительница была очень заинтересована, чтобы все дети посещали школу. К ученикам она относилась внимательно. Много работала с теми, кто пришел в школу после начала занятий. «Варвара Васильевна, — вспоминает далее Цумарев А.Ф., — стала проводить с нами, пришедшими в школу не с начала учебного года, дополнительные занятия, и мы скоро догнали остальных первоклассников. Наша учительница любила нас, хорошо к нам относилась».

Любили и ученики свою учительницу и во всем слушались ее.

В 1928 году Цумарев А.Ф. окончил 4 класса  и по совету Варвары Васильевны и её непосредственной помощи поступил учиться в Белыничскую семилетку, которая была единственной в районе. Учительница Коваленко В.В. в том же году уехала из деревни.

Начиная с 1929 года занятия в школе велись нерегулярно, так как учителя, присылаемые сюда на работу, долго не задерживались и уезжали.

В 1932 году, по окончании семи классов и педагогических курсов, в Техтинскую школу получил направление на работу учителем бывший ученик этой школы — Цумарев А.Ф.

Вот, что он вспоминал о своей первой работе учителем в Техтинской школе: «Перед моим приездом заведующим школой был учитель Лазовский, который вскоре уехал в район и больше не вернулся. Я оказался перед началом учебного года в школе один без практического, учительского и жизненного опыта и, по существу, без должной специальной подготовки. До начала учебного года с помощью колхоза и родителей учащихся произвели текущий ремонт школы, наняли на условиях аренды один пустовавший крестьянский дом, заготовили и завезли на зиму дрова, привезли из района учебники и тетради».

Другого учителя район прислать не смог, заведование школой было возложено на Цумарева А.Ф. Ему поручили подобрать на должность учителя кого-то на месте, а именно наиболее грамотного человека. Так учителем стал работать Хрущёв Захар Назарович, имевший за плечами семь классов образования, скромный, трудолюбивый и добросовестный 19-летний парень.

В течение всего 1932/1933 учебного года работали в 2 смены. Кроме того, по определенным дням, в третью смену, занимались со взрослыми по ликвидации безграмотности, причем особое внимание уделялось обучению грамоте призывников. Несмотря на трудности, учебный год был завершен в основном нормально. Состоялся выпуск учеников 4 класса и перевод остальных учащихся в следующие классы.

1933/1934 учебный год.
Оборудована вторая половина школы, сделали новую мебель. Были присланы новые учителя Фиалковская, Корзюкова, Усик. Занятия проходили в две смены, ибо даже с учётом арендованного дома и переоборудование бывшей учительской квартиры в учебный класс, помещений для занятий не хватало.

Обучением были охвачены почти все дети школьного возраста. А это почти 200 человек. Учителя к своей работе  относились добросовестно и старательно. Все заочно занимались в педагогическом техникуме. Периодически все учителя собирались при Калиновской НСШ на методические совещания, на которых более опытные подготовленные преподаватели, Макаренко из Калиновской НСШ, Курневич из Осовецкой  школы и другие делились своими знаниями и опытом.

Секретарь ячейки ВКП/б/ Воробьёв, председатель сельского совета Малахов и секретарь Волчков  интересовались работой школы, помогали в ремонте, заготовке  дров, выделяли необходимые средства. В частности, для школы тогда выделялась, хотя и в небольшом количестве, одежда и обувь, выдаваемая бесплатно менее обеспеченным ученикам.

Учителя принимали активное участие в общественно-политической жизни. Они выступали с докладами и беседами перед крестьянами по разъяснению проводимых партийными и советскими органами мероприятий в деревне, о международном положении, на антирелигиозные темы и по вопросам воспитания и обучения детей. С сельской молодежью подготавливались и ставились небольшие спектакли. Клуба, библиотеки, радио в деревне не было, поэтому центром культурно-массовой работы была школа. Сельская школа и ее учителя были тесно связаны с жизнью деревни и её жителями.

Сведения об учителях  школы в 1930-1940-ых годах:
1 класс       1929 – 1930 гг. —  Сулимов;
2 класс       1930 – 1931 гг.  —  Котлеров, Боровцов;
3 класс       1931 – 1932 гг.  —  Цумарев А.Ф.;
Учителя: Корзюкова Женя, Феалковская Дуня

С 1933 года работают Валусько, Алексейчик Антон Иванович, Потреоцкий Иосиф, Максименко — заведующий школой.

В 1939-1940 учебном году открылся 5 класс.

В 1940-1941 учебном году открылся 6 класс.

В 1940-1941 учебном году директором назначен Козловский Николай Иванович, завучем Клиндюк Михаил Прохорович (проживал по адресу: Минская обл., Руденский р-н, Пережерский с/совет, д.Пережерье), учителями работают Зарецкая Варвара Ивановна (Смоленская обл., Моностырский р-н, Востненский с/совет, д. Гультаевка), Юшкевич Антонина Семёновна, Кравченко Валентина Григорьевна (Кировский р-н, Могилевская обл.), Хрущёв Владимир Андреевич работал с 4-м классом и был классным 6 класса, в котором училось 18 человек: Чижаков В.С., Крамкова Мария Иосифовна, Матлахова Софья, Аднаклубова Анна Васильевна, Казусев Николай Андреевич, Воробьёв Михаил Павлович и другие.

В 1939 году приказом РОНО Техтинская школа была объявлена семилетней. Был открыт 5-й класс. В этом же году было закончено строительство нового здания семилетней школы на семь классных комнат.

Директором школы работал Козловский Николай Иванович, который погиб во время войны от рук фашистов, будучи связным 113-го партизанского полка. Завучем школы работал Клиндюк Михаил Прохорович.

С сентября 1941 года по сентябрь 1944 года школа не работала. Территория была временно оккупирована немецко-фашистскими захватчиками.

Новое здание школы было сожжено.

 
Вверх
 


ШКОЛА В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

После освобождения Белыничского района и деревни Техтин от немецко-фашистских захватчиков Белыничский отдел народного образования поручил Клиндюку Михаилу Прохоровичу организовать в деревне Техтин начальную школу. В первый послевоенный  год было 8 начальных классов. Занятия начались своевременно и проходили в наемных помещениях. Для этой цели были арендованы квартиры колхозников Костусева С., Цапика, Цеброва В. и Коржовой А., где занимались одновременно два класса, занятия проходили в две смены.

К началу учебного года, кроме Клиндюка, были присланы на работу учителя Чепеленко Софья Петровна, Тимощенко Лидия Евгеньевна и Сугакова Мария Филипповна, которые к этому времени смогли окончить шестимесячные курсы подготовки учителей, так как их местность была освобождена раньше (Кличевский, Кричевский и Чериковский районы). Вскоре Клиндюк М.П. был мобилизован в Советскую армию и ушел на фронт. Остались работать втроем: Чепеленко С.П., Тимощенко Л.Е. и Сугакова М.Ф. Заведующим школы была назначена Тимощенко Л.Е.

Всего учащихся в первый послевоенный год было около 180 человек, занятия проходили в тяжелых условиях. Классные помещения были малые и темные. Во время занятий хозяева занимались своими делами: топили печи, готовили корм скоту, пряли и ткали, так что в классах все время стоял шум. Столов, парт, досок и другого оборудования не было. Учащиеся сидели за длинными, наспех сделанными из досок, некрашенными столами. За такими столами сидело по 5-6 человек. Скамейки не соответствовали возрасту учащихся. Учебников, тетрадей и других школьных принадлежностей не было. На класс приходилось по 1-2 учебника. Писали на чём попало и чем попало: на газетах, обрывках бумаги, на бумаге из мешков, в которых привозили для населения соевую муку и т. д.

В теплое время дети ходили в школу босиком, в грубой домотканой одежде. Зимой обувью служили лапти, сшитые из покрышек автомашин и сплетенные из лозы. Несмотря на такие трудные условия, учащиеся регулярно посещали занятия, старались учиться хорошо.

Отдельной учительской комнаты не было. Часов у учителей также не было. Поэтому каждый учитель занимался с классом неопределенное время, каждый по-своему. Давать звонок на урок или по окончанию урока было невозможно, так как классы друг от друга находились на большом расстоянии.

К 1 марта 1945 года в школу прислали еще четыре учителя, которые окончили 3-х месячные педагогические курсы в г.Могилеве, Это были Ковалёва Ольга Свиридовна, Лунёва М.М., Скачкова А.В., Снытко В.М. Последняя имела среднее специальное образование.

Работать стало легче, каждый учитель стал заниматься с одним классом. Так и окончился 1944/1945 учебный год.

В 1945/1946 учебном году работать остались те же учителя, за исключением Сугановой М.Ф., которая была переведена на работу в Запольскую школу, где и работала до выхода на пенсию.

В этом учебном году, кроме работы в школе, учителя проводили агитационно-массовую работу среди населения, выступали с концертами перед колхозниками, привлекая с этой работы и местную молодежь.

Учебно-воспитательной работе стало уделяться больше времени. Учителя стали повышать свой педагогический уровень — заочно поступали в педагогические техникумы.

В 1948 году на работу в школу прибыли Иваницкие Григорий Андреевич и Анна Кузьминична. Григорий Андреевич был назначен заведующим школы, а потом и директором вначале семилетней, а потом и средней школы. На данном посту Иваницкий Г.А. проработал до марта 1961 года.

 
Вверх
 


ОТ ШКОЛЫ ДО СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

В школу пребывают новые учителя, открываются классы, однако, занятия продолжают проводить в наемных помещениях. Пришлось сменить много квартир, пока была построена школа.

В 1953 году по инициативе директора школы Иваницкого Г.А. и председателя колхоза Цмыга Г.П., который отпустил лесоматериал за счет колхоза, началось строительство школы на 8 классных комнат.

В строительстве школы принимали участие все жители деревни.

Школа строилась на протяжении 4 лет и в стой она вступила в 1956/1957 учебном году. Однако, этого здания оказалось мало для обучения всех учащихся в одну смену. По-прежнему занимались в 2 смены.

В 1963 году под руководством Лагутова Фёдора Кузьмича, директора школы, было открыто строительство второго здания, которое вступило в строй в 1965/1966 учебном году. Однако, учащиеся начальных классов занимались во вторую смену, так как не хватало классных комнат, в школе не было спортивного зала, помещений для интерната, лабораторий и других помещений.

В 1957/1958 учебном году состоялся первый выпуск 10 класса.

В 1965/1966 учебном году состоялся первый выпуск 11 класса.

Самолазова В.В., с 1970/1971 учебного года педагог-организатор, учительница истории и географии, вспоминала: «Я приехала работать в Техтинскую школу в 1970/1971 учебном году. До этого я четыре года работала в Речицком районе Гомельской области. Школы там были типовые, двухэтажные. Техтинская школа произвела на меня удивительное впечатление: она была деревянная, потолок с толстыми бэльками, в классных комнатах стояли круглые печи, которые топили дровами. На переменах к ним прижимались ученики, чтобы погреться. Вся школа состояла из 4 помещений. В первом, которое напоминало букву «П» располагалось 7 классных комнат и учительская, во втором – 2 класса, в третьем – спортивный зал и столовая с кухней, в четвертом – мастерская и лаборантская, в которой находились наглядные материалы. Там же был класс, в котором ученики занимались химией. Но коллектив учителей сглаживал впечатление от внешнего вида школы. В школе работали способные и интересные учителя».

В 1974/1975 учебном году в школе обучалось 405 учеников. В школе проводилось много мероприятий, участвовали в художественной самодеятельности. Был в школе и хор, который часто занимал в районе призовые места».

В 1972 году началось строительство новой школы.

В 1974 году было построено типовое трехэтажное здание, рассчитанное на 340 учащихся, в котором обучалось 408 учащихся.

С 1969 по 1986 годы директором школы работал Кононов Анатолий Максимович.

В этот период школа отличалась трудовыми делами.

В школе велось тракторное дело, и выпускники получали профессию тракториста, вливаясь в трудовой коллектив базового хозяйства.

Опытный участок школы был признан лучшим в республике.

В 1975 году закрывается Калиновская восьмилетняя школа, в 1977 — Приборская начальная школа, наполняемость классов значительно увеличилась.

В 1970-80-ые годы. широкое развитие получил спорт, строится школьный стадион, работает хороший учитель физкультуры — Каминский Виталий Геннадьевич.

В 1986/1987 учебном году в школу пришла работать Шакура Лилия Фёдоровна  заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Лилия Фёдоровна вместе с учителями ведет работу по созданию краеведческого музея.

В школе действует комсомольская организация, пионерская дружина. На учете комсомольской организации было 64 комсомольца. Секретарем была Еськова Наташа.

Особые успехи имели ученики в спорте. Школа заняла первое место в районной спортивной игре «Орленок», команда участвовала в областных соревнованиях.

В летний период работал школьный кооператив по обработке усадеб престарелых людей.

В этот же период идет строительство школьного стадиона. Каждый мальчик должен был отработать 3 дня на строительстве стадиона.

В школе работает филиал музыкальной школы. В составе работников музыкальной школы: Чайкова Татьяна, Ефремова Татьяна. Ученики школы с интересом занимаются музыкой, выступают учителя с концертами.

Также в школе большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию.

В 1992 году закрылась Осман-Касаевская базовая школа, поэтому со всех деревень в радиусе 30 км дети обучаются в Техтинской СШ.

В 1997 году школе присуждается имя Бялыницкого-Бирули. Школу посещают гости из России, работающие в имении знаменитого художника. А также проводят на территории школы праздник села Техтин. Школу посещают участники Международного пленера, художники.

По итогам 1997/1998 учебного года школа занимает в смотре-конкурсе на лучшую школу первое место в районе и призвана «школой образцового порядка». Восстанавливается шефская помощь со стороны АТП «Друть».

По итогам соревнования бригада учеников заняла первое место в районе по объему выполненной работы в осенний период. Получили денежную премию 3 млн. рублей, приобрели телевизор. Совхоз выплачивает стипендии ученикам, которые учатся на «5», таких учеников — 15.

В 2000 году детский сад был присоединен к школе, поэтому учебное заведение стало называться учебно-педагогическим комплексом детский сад-школа.

В 2000/2001 учебном году школьный музей, под руководством Самолазовой Веры Васильевны, признан лучшим в районе.

29 февраля 2002 года Республика Беларусь отмечала 130-летие со дня рождения Витольда Каятановича Бялыницкого-Бирули. В школе по этому поводу состоялся большой праздник. Школу посетили знаменитые деятели культуры и искусства: Виктор Альшевский, Лариса Журавович, Раиса Боровикова, Игорь Бархатков, Виктор Карамазов, директор Белорусского Национального музея, русский художник Сидоров Валентин Михайлович.

В апреле 2002 года школу посетил корреспондент журнала «Белорусская мысль». Он написал статью «Школа посреди берез».

26 лет возглавляла педагогический коллектив школы Шакуро Лилия Фёдоровна, отличник образования Республики Беларусь.

В 2013 директором государственного учреждения образования «Техтинский учебно-педагогический комплекс детский сад средняя школа Белыничского района» назначен Мамченко Александр Петрович.

В этом же году учреждение образования подключилось к реализации международного проекта «Сеть школ мира».

С 1 сентября 2020 года директором школы назначен Листопад Сергей Петрович.

С 1 июля 2022 года директором государственного учреждения образования «Техтинский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Белыничского района»  назначена Дудкина Лилия Ивановна.

С 2022 школа переименована — «Техтинская средняя школа Белыничского района».

В 2023 в мае в агрогородке Техтин на территории местной школы была открыта «Аллея славы», посвящённая памяти Героя Советского Союза Османа Мусаевича Касаева и других земляков-защитников нашей Родины.

 

В жизни каждого человека школа имеет большое значение. Именно она помогает сформироваться человеку, как полноценной личности. Школа дает огромный багаж знаний, которые человек продолжает развивать и совершенствовать на протяжении всей жизни.

 

 

Вверх
Copyright © 2023 ГУК «Белыничская централизованная библиотечная сеть», Техтинская сельская библиотека-филиал №34 агрогородка Техтин
Design and development Nataliya Chernyshenko